Советы учащимся и обучающим музыке

   Как бы то ни было, но каждому начинающему вокалисту требуется педагог по вокалу: чтобы направить процесс обучения, помочь выявить сильные и слабые стороны ученика. В идеале педагог должен быть высокопрофессиональным и достаточно опытным. Надеемся, что именно с таким педагогом вы занимаетесь или вам предстоит заниматься.
   Независимо от того, с каким преподавателем вы работаете, существуют общие рекомендации о процессе обучения. Вот они.
   По мере того, как увеличивается интервал, ученики часто начинают сомневаться в точном интонировании. Чтобы избежать этого, нужно, воспроизводя первый звук, ясно представлять последующий.    Если хотите сохранить мощность звука в верхнем регистре, не форсируйте звуки в нижнем регистре, особенно при увеличивающихся интервалах.
   Зачастую оберегаясь от надуманной усталости, ученик разучивает произведение вполголоса. Прием этот опасен тем, что может соблазнить легкими на первый взгляд эффектами, а те же из них, что требуют некоторых усилий, будут недостаточно проработаны. Нужно упражняться в исполнении произведений во весь голос, насколько представляется возможным и именно так, как они должны звучать в оригинальном или желаемом виде. Только так вы сможете приблизиться к своей цели, в противном случае – скорее, удалитесь.
   Освоение искусства пения начинается с процесса вокализации. Преследует он две цели: развить ваш голос, сделать тембр более мягким, а также приспособить его к вокальным требованиям; научиться воспроизводить музыку, не прибегая к словам, фразируя в разных стилях. Единое правило для вокалистов с разными языковыми барьерами: несколько утрированное произношение согласных. Такой прием помогает четкости и ясности в исполнении.
   Низкие или высокие ноты, которые есть в голосе, но поначалу не могут свободно исполняться, развиваются самопроизвольно, если позаботиться о том, чтобы с самых первых упражнений прибегать только к центральному регистру. Тогда и ваш репетитор по музыке не будет колебаться относительно истинного характера вашего голоса, ведь средний регистр установится на дыхание, и четко будут просматриваться высоты переходящего тона.
   Избегайте подражаний какому бы ни было артисту, каким бы он ни был знаменитым, и верьте, что именно ваша индивидуальность, даже если она еще недостаточно развита, всегда будет более предпочтительна даже совершенной имитации.
   Голос – это музыкальный инструмент. Его формирование и развитие находится в зависимости от ваших индивидуальных способностей. Потому голос – это и характерное выражение души и разума истинного артиста. Потому певец, одаренный прекрасным голосом, но не умом, будет всегда ниже вокалиста со средним голосом, но с развитым умом.
   Предостережение для начинающих вокалистов: чтобы обрести чистоту голоса и сохранить его в целости, лучше все упражнения выполнять в хроматической последовательности. Это и есть настоящая основа совершенствования и выравнивания голоса.
   Учителю стоит всегда помнить, что с подопечным его связывает и духовный аспект. Отдаленность, надменность учителя обычно служат лишь маскировкой его профессиональной несостоятельности.
   Стремление педагога слепить из своего ученика известного, по-настоящему подготовленного вокалиста можно воплотить лишь с помощью отличного знания своего дела. Чем преподаватель грамотнее, лучше знает свой предмет, имеет больший опыт преподавания, тем он обычно скромнее и проще ведет себя в обращении со своим подопечным.