Цифровой инструмент своими руками*

Новейшие живые способности обычного инструмента — за это почти все готовы отдать многое. В ход идут, в том числе и зубы.

Для Эндрю Макферсона из Центра цифровой музыки Английского университета королевы Мэри это не только отдых, но и работа. Ранее у него уже был проект TouchKeys. Господина Макферсону не устраивает то обстоятельство, что фортепиано позволяет лишь брать ноту, но потом с ней более ничего невозможно сделать: молоток стукнул по струне, и на этом всё завершилось. Как альтисту ему нужно поменять высоту тона, либо, к примеру, играть приёмом вибрато. Потому он закрепил на каждой из восьмидесяти восьми струн фортепиано по электромагниту: под действием электротока струны вибрируют в отсутствии поддержки молоточка. Артист управляет током, варьируя мощь давления на кнопки, которую измеряют датчики. Нажмёшь сильнее — и звук выйдет наиболее чётким; мягче — нотка будет звучать теплее. А ежели зажать кнопку и давить определённым образом соседнюю, тон станет подниматься либо опускаться.

TouchKeys высланы уже шестидесяти артистам из двадцати государств. Один из пианистов даже загрузил видео на YouTube с презентацией того, как на фортепиано возможно воссоздавать эффекты электрогитары.

В настоящее время, считает господин Макферсон, каждый имеет возможность делать новейшие музыкальные инструменты. Не так давно краудфандинг помог собрать средства на небольшое устройство Ototo (объемом с кредитную карточку), которое превращает в инструмент всё, что попадается вам под руку.

Самое приятное, согласно заявлению господина Макферсона, заключается в том, что для игры на этом инструменте подходят все умения, приобретённые за обычным фортепиано.

Сегодня именно для данного инструмента сотворено около пятнадцати творений. Английская группа These New Puritans решила воспользоваться измененным таким образом роялем в период записи альбома Field of Reeds. Сбор средств в сети на TouchKeys (это название датчиков, которые приклеиваются к кнопкам, будто стикеры) принёс господину Макферсону около сорока шести тысяч фунтов стерлингов, хотя он просил всего тридцать тысяч.

Господин Макферсон уверен: чем проще инструмент, тем сильнее у артиста тяга к экспериментированию с приёмами игры. Совместно с одним сотрудником изобретатель сконструировал прибор, который тянет одну-единственную нотку, которую возможно модулировать при помощи измерителя давления, подключённого к простому PC с програмкой, которая преобразует данные измерителя в акустические. Коробку дали десяти артистам, и каждый разработал собственный личный способ игры. 

В общем-то, артисты постоянно рвались выжать из инструмента что-то особенное. Возьмите даже джазовых саксофонистов. Как заявляет господин Макферсон, саксофон делался не для того, чтобы на нём играли таким образом — с этими всеми подтяжками-бэндами, более отличительными для гитары. И напротив, попробуйте вспомнить Чарли Крисчена, гитару которого путали с саксофоном.

К слову, семнадцатого апреля These New Puritans выступают в Лондоне с магнитным роялем...